Из Франции с вином
В закладки  /  Версия для печати
Про уникальное российско-французское винодельческое хозяйство слышали все любители благородного напитка. Шато, созданное французом на русских землях, принадлежащих ОАО «Аврора», - интересный и необычный проект.
Про становление и развитие «Шато ле Гран Восток», про состояние и перспективы винодельческой отрасли порталу b-n-k.ru рассказал руководитель отдела маркетинга ОАО «Аврора» Алексей Померанцев.

Алексей, расскажите, что происходит в винодельческой отрасли на Юге России?

До кризиса появлялись новые проекты, существующие компании закупали новое оборудование, расширяли площади виноградников. Сейчас этого не происходит из-за смены экономической ситуации.

Расскажите про свою продукцию. В каких регионах Вы продаете свою продукцию? Поставляете ли Вы кубанское вино за рубеж?

Наша продукция – это аутентичные сухие вина международного уровня качества под торговой маркой «Шато ле Гран Восток», произведенные французским виноделом на современной винодельне. Мы присутствуем в федеральных сетях «МЕТРО», «АШАН», «МАГНИТ», «ЛЕНТА», продаем продукцию в ЮФО, центральном округе, северо-западе, фрагментарно на Урале, в Поволжье и Сибири. Российский рынок считаем приоритетным, так как его потенциал, во-первых, нами еще не охвачен, а во-вторых, этот рынок по-прежнему растет, хотя темпы прироста замедляются. Сейчас с импортным вином становится тяжеловато: у импортеров задолженности, полочный ассортимент уменьшается, а цены растут. В итоге мы получаем конкурентное преимущество, так как можем предложить стабильные поставки и медленно растущие цены.

В каких регионах покупают ваше вино больше?

Конечно же, в ЮФО.

В чем особенности кубанского потребителя?

Это самый винный регион, здесь вино любят и пьют больше, чем в других регионах России. Причины очевидны – это южный регион, где растет виноград и делают вино, поэтому и винная культура выше.

Какое вино предпочитают южане?

Все больше людей начинают предпочитать сухие вина: они более гастрономичны, более престижны, лучшие вина мира – почти всегда сухие. И это закономерное развитие вкуса: сначала человеку нравятся сладкие вина, можно сказать, что на этом этапе у него вкус еще немного детский «сладкое = вкусное», постепенно начинают нравиться сухие вина, сначала простые, а потом все более сложные и комплексные.

Как Вы продвигаете свою торговую марку в России?

Мы продолжаем постоянно этим заниматься, это в буквальном смысле работа и обязанность нашего небольшого отдела – продвижение вина с помощью различных маркетинговых инструментов. Как именно? Продукт у нас хороший, поэтому ничто не работает так хорошо, как BTL-акции, в частности дегустации. Любим мы и фестивали, выставки – это тоже эффективно.

Стремится ли ваша компания сделать Шато «народной» маркой или у Вас узкая целевая аудитория?

Нет, мы не хотим сделать наше вино народным. Если предположить гипотетически, что мы поставили бы и достигли эту цель – мы просто не смогли бы обеспечить такие объемы производства и срывали бы поставки. Даже сами по себе природные условия не располагают к массовости – на наших крутых холмах можно сделать относительно немного дорогого вина, а много простого и дешевого лучше производить на равнине. Наша ближайшая цель состоит в том, чтобы продажи догнали потенциал винодельни. Это возможно, если ориентироваться на целевую аудиторию – образованных людей с определенным уровнем достатка и гастрономической культуры.

Кто ваши основные потребители?

Наша рыночная ниша – «local premium». Вино в России — это все-таки напиток интеллигентов, а не продукт повседневного потребления каждой семьи, как в некоторых странах Европы. Поэтому народные марки – это дешевые и, к сожалению, не очень качественные вина, иногда и «винные напитки». У нас в России словосочетание «народное вино» звучит противоречиво и неоднозначно, но, может, со временем ситуация изменится и появится массовое недорогое «каждодневное» вино, достойный и востребованный продукт.

В 2004 году вы открыли новое направление - винный туризм. Насколько популярен и прибылен этот вид туризма?

Пока не очень популярен, но у нас есть определенные планы на этот счет, хочется предложить туристу более интересную услугу и сервис.

Приносит ли он доход вашей компании или это только способ «раскрутить бренд»?

– И то, и то одновременно: турист платит за экскурсию и увозит позитивные впечатления о компании и вине. Можно сказать, компания продвигает свой продукт и получает за это деньги – отличная схема! Конечно, основная прибыль приходится на летний сезон.

Если сравнить состояние виноделия в России и во Франции, то чего, на ваш взгляд, не хватает нам больше всего?

Нет, это сложно сравнивать: история, насчитывающая сотни лет, – и всего лишь сотня лет цивилизованного виноделия в России с перерывами на войны, экономические и политические кризисы; бережное, поэтическое отношение к лозе и вину – и погоня за урожайностью, массовостью во многих российских хозяйствах. Во Франции все земли освоены, потенциал их известен – и огромные площади, весьма перспективные, не занятые виноградом в России; строгое и четкое законодательство, классификация и ранжирование вин во Франции – отсутствие такового, отсутствие ранжирования в России; вина и регионы Франции, известные всему миру, – вина и регионы России, пока не известные никому…

Какие перспективы у этого рынка в России?

Рынок растет, и это радует.

Что вы думаете про закон о виноградарстве и виноделии?

Закон или технический регламент необходим для цивилизованного развития виноделия. Его принятие положительно повлияет в целом на отрасль, в том числе и на нас. В частности повысится уровень знания потребителей о винах, интерес к ним, появится понимание, почему одна бутылка стоит 100 руб., а другая соседняя – 500 руб.

Каковы наиболее яркие проблемы в этой сфере бизнеса вы могли бы отметить?

На сегодняшний день это пробелы в законодательстве (отсутствие Технического регламента, ранжирующего вина по классам).

Какие основные риски существуют на «винном» рынке?

Во-первых, это неожиданные инициативы властей типа ЕГАИСА. И, во-вторых, капризы природы типа аномальных заморозков 2006 года

Какие российские вина являются на Ваш взгляд самыми перспективными?

Иного не дано: это «честные» качественные вина – то есть те, которые делаются из своего и хорошего винограда (оба условия обязательны), на хорошем оборудовании, хорошим специалистом в нормальных компаниях, то есть ориентированных на развитие, на будущее, дорожащих репутацией и брендом.

ПАРТНЕРЫ РАЗДЕЛА