Главная > Диалог

Дата публикации: 27.09.2011

Директор департамента управленческого консалтинга аудиторско - консалтинговой группы «Ваш Советникъ» Александр Полиди рассказал «Бизнесу на Кубани» о потребителях услуг консалтеров и о зажатых условиях развития бизнеса, а также указал на национальный позор.





Каковы темпы роста консалтинга? Развивается ли он у нас в регионе?

Если говорить о темпах экономического роста, то в принципе, консалтинг- этот вид деятельности, который провалился в России более всего. Потому что на нем стали экономить в первую очередь. Перестали оптимизировать бизнес- процессы, перестали заниматься реструктуризацией, налоговой оптимизацией, маркетинговыми исследованиями, конкурентным развитием. Бизнес не может себе позволить, а иногда и не желает сотрудничать с консалтерами, отсюда и относительно низкое качество бизнес - среды, а иногда и каменновековой уровень применяемых управленческих и финансовых технологий.

Какова емкость рынка?

Емкость рынка очень невелика по сравнению с аналогичными по емкости экономиками, не говоря уже о стратегическом консалтинге, а ведь это венец всего консалтинга. То, что на Западе делается на 90% консалтерами и на 1% бизнесом, у нас - на 99,9% бизнесом и на 0,1% консалтерами. Потому что бизнес не совсем созрел, наша ментальность не дает - люди не понимают, за что платят деньги, причем немалые.

С чем связана такая экономия на консалтинге?

У нас совершенно жуткое качество инвестиционного климата. Это заставляет бизнес замыкаться и переходить на теневые схемы, на серые и черные зарплаты. Поэтому даже компании с сильной потребностью в консалтинге не могут обратиться к консалтерам в связи с раскрытием информации о себе. В их представлении часть этой информации может быть использована недобросовестно.
Мне часто приходится бывать за границей. В Европе малый и средний бизнес не понимает, зачем держать бухгалтера в штате ежедневно. Бухгалтерский бизнес там высокопрофессионален и работает в режиме IT. И никаких проблем, потому что никто не боится. Нужно, чтобы бизнес- среда была дружелюбная, а это зависит от государства. Если государство лояльное и толерантное, то и бизнес- среда соответствующая.
Ещё экономить на консалтинге заставляет ментальность.

Может, некоторым компаниям лучше обратиться к недорогим консалтерам, нежели вообще сэкономить на нем?

Мое мнение - дешевого консалтинга не бывает. Если он дешевый,  значит, в нем работают специалисты невысокого уровня. И этот бизнес «подхватывает» на рынке все, что можно. Мы - дорогая компания, мы не стремимся любой ценой что-то ухватить. У нас клиенты другого уровня.

А был ли у вас негативный опыт в работе с клиентами? Что послужило причиной?

Конечно, был! Заказчик не был способен смириться с теми революционными шагами, которые мы предложили. Я, как независимый консультант, сказал, что нужно ставить крест и начинать с нуля. Заново. Абсолютно все. А заказчик был к этому не готов. Таких опытов было два.

А консалтеры не пытаются в таких случаях «подстроиться» под клиента?

Теоретически, конечно, это возможно, но если я вижу, что «косметика» не поможет,  я просто не берусь. Бывают случаи, когда степень готовности к каким-то внутренним видоизменениям бизнеса очень низка. Мы чего-то хотим, а чего - не знаем. Степень успешности консалтингового проекта зависит от того, насколько владельцы бизнеса готовы к переменам и нововведениям. И с каким посылом они идут на контакт с консультантом - если они снисходительно смотрят на консультанта в духе «мы сейчас вас послушаем, давайте, выкладывайте, а там подумаем…», мы стараемся вообще не браться за такие проекты.  
В нашей фирме 50% повторных обращений. Это мало, конечно, но для российского рынка это хорошо. Так что консалтинг, безусловно, развивается, но это могло бы происходить быстрее.

Помимо желания сэкономить, что ещё, по - Вашему, мешает развитию консалтинга?

Это часто связано со здравым смыслом. Точнее, с его отсутствием.
Например, полная неклиентоориентированность нашего аэропорта в Сочи. Я часто летаю оттуда, треть пассажиров - иностранцы. А работникам аэропорта сложно повторить объявление на английском, сложно написать Moscow, никто из персонала не говорит по- английски. Это полное негостеприимство и хамство со стороны собственников бизнеса. Я с улыбкой подхожу к мечущемуся иностранцу и на английском спрашиваю, чем могу ему помочь. И он радуется - хоть кто-то в этой стране гостеприимен. Это, я считаю, национальный позор. За это нужно наказывать.

Как же всё это изменить?

Не надо революционных нововведений - надо просто взять и посмотреть в лицо здравому смыслу. Чем выше инвестиционная привлекательность, чем больше люди активны в бизнесе, тем больше у них потребность в консалтинге. И чем больше приходит иностранных инвесторов и партнеров на наш рынок, тем выше потребность в консалтинге.
А наше государство вместо этого усиленно поддерживает отечественного производителя. Я бы даже сказал, втупую опекает. Меня выбивает из равновесия  авиабизнес и состояние аэропорта южной столицы края. Каменновековые, ретроградные  технологии. Самолеты кубанской компании - брежневские самолеты - это даже неприлично! Пусть они неэкономичны, неудобны, падают, все равно они будут, лишь бы не давать дорогу иностранным операторам. То же самое на рынке АПК. Рынок деградирует, как и производство. Едим турецкие помидоры. Государство опекает, бизнес расслабляется, не стремится внедрять что-то новое, более прогрессивное, совершенствоваться, что собственно и дает консалтинг, если говорить в широком плане. Российский бизнес сегодня – слабо профессиональный и очень консервативный. Если взять Западную Европу - они консервативны от богатства, а мы - от ретроградности мышления. Государству нужно осознать, что тупая поддержка- это все же хуже, чем лучше.

С нашими курортами ситуация сходна?

Конечно! Мы слабо пускаем сюда зарубежные бренды. Это же смешно- с нашей туристической емкостью в 15- 18 млн в год, на пальцах одной руки можно пересчитать зарубежные бренды гостиниц.  «Рэдиссон», «Кемпински», и …все. Возьмем Вьетнам, Турцию- все мировые цепочки представлены. А они тянут за собой качество турпродукта и сервиса. Появились у нас торговые центры, даже на рынке стали торговать более цивилизованно. Нужен локомотив, а локомотив- это конкуренция. Чем она выше, тем больше нужны консалтеры. Мы знаем, как это делается в различных бизнесах - мы можем видеть плюсы, недостатки, сравнивать. Независимый взгляд со стороны. И из-за обширности информационного потока, есть из чего выбрать.

Развитие выездного туризма связано с низким качеством нашего турпродукта?

Формируется средний класс, и он не находит адекватного туристического предложения в России. Если человек хоть раз побывал в Турции или в Тунисе, Египте, и взял примитивнейший турпродукт- all inclusive, у него сразу же меняется менталитет. Он понимает, что красиво может быть не только внутри отеля, но и за пределами, может быть вкусно и недорого, его желания может кто-то предугадывать. Я сам не езжу на наши курорты уже лет десять, наверное, потому что я оптимизирую свои расходы. Люди - экономические существа.
Меня поразил уровень курортов беднейшей страны- Вьетнама. А все почему? Западный менеджмент. Бизнес там клиентоориентирован, четко выстроены бизнес- процессы, нет навязчивого сервиса - не хватают за руки таксисты. Консалтинг может это сделать, но он не может себя навязывать. Даже если не мы, то зарубежные консалтеры это сделают.
Но этого не происходит. Вместо этого государство поддерживает отечественные курорты и искусственно сдерживает исходящий пассажиропоток за рубеж. И не пускает сюда дискаунтерские авиакомпании. Я, к примеру, могу полететь из Парижа до южного берега Италии туда - обратно за 26 евро. Это тысяча рублей. А билет до Сочи в один конец  стоит 2500 рублей.
При этом нашим курортам не хватает эстетики. Безопасности. Комфорта. Технологий.

Но, согласно статистике, прирост публики на наши курорты увеличился.

Это отлично. И то, что кто-то платит за это бешеные деньги, тоже отлично. Значит, у нас есть рынок. Другой вопрос, как он сформировался. Многие имеют предубеждение против отдыха за рубежом. Граждане не имеют навыков коммуникаций, знаний английского языка, загранпаспортов, поэтому даже обеспеченные люди едут в «Кемпински» или в «Надежду», чтобы не попадать в стрессовую ситуацию.

Значит, наш регион сможет в будущем конкурировать с турецким туристическим сектором?

И да, и нет. Если мы говорим об all inclusive, то можно на пальцах одной руки пересчитать наши отели с сервисом такого уровня. Я был в одном нашем звездном и пафосном отеле. Когда я увидел этот «all inclusive», я сказал, что лучше бы они вообще не позорились и не писали такое о себе. Я приехал не один, а с компанией. Теперь никто из нас туда не вернется. А все потому, что я не хочу, чтобы меня считали дураком. Мы привыкли считать деньги. Мы не настолько богаты, чтобы платить такие деньги за этот сервис.
А конкурент нам Ницца или Канны? Да. Потому что если говорить о цене 5-звездочного отеля, она одинакова. Но то, что я получу там, и здесь - небо и земля.

Что необходимо улучшить, помимо сервиса?

Нужно исключить гиперместечковость - «мы только потому хорошие, что мы - Краснодарский край», и поэтому мы обречены на то, что к нам будут ездить туристы. К тому же турист туристу рознь. Турист, оставляющий 200 рублей в день, это не целевой турист. Целевой турист оставляет 100 долларов в день. Он своим вкладом оплачивает рабочие места, участвует в инвестициях в инфраструктуру… более того, нам нужен въездной турист. Нам нужен стабильный поток. Все, что они принесут в кошельке - это вклад в наш ВВП. Потому что наши туристы  перевозят деньги туда- сюда, внутренние доходы превращаются во внутренние расходы. Человек не купил диван, а поехал в отель. Никакого прироста ВВП. Плюс только в том, что формируется спрос.
Кроме того, нужно избавиться от извечной защиты того, что защищать уже не стоит. Должны быть широкие «каналы», по которым инвесторам будет выгодно и удобно работать с нашими курортами. Я не поверю, что у «Кемпински» нет интересов у нас в крае. Бизнес сегодня развивается в зажатых условиях, и эта изоляция приводит к тому, что нет прогресса. Рано или поздно мы все равно откроемся - придет новое поколение, по-другому мыслящее. Оно уже выращено на других ценностях, оно владеет интернетом и языком, это поколение информационно богаче. Но поезд может уйти. Нашей экономике и туристическому комплексу может дать толчок открытость - нужно сформировать внятный турпродукт и перестать его всячески изолировать от тенденций внешнего рынка.

Значит, курорты края услугами консалтеров пользуются слабо, как и авиабизнес, и производство. А в каких сферах консалтинговые услуги наиболее востребованы в нашем регионе?

У нас в стране и в нашем городе ситуация лучше всего с торговлей. Потому что государство в неё не лезет. В нашей фирме 50 % консалтинговых проектов - торговля и сфера услуг. Люди работают и понимают, что их никто не трогает. Есть только конкуренция, и они должны в ней выживать, то есть улучшаться. Когда говорят, что наш город - один большой торгово- развлекательный центр, я говорю: «И слава Богу!» Замечательно, что есть такой бизнес, который формирует десятки рабочих мест, гигантский потребительский спрос, формирует другую культуру потребления. Хотя бы в потреблении разворачивает нас к Европе. И то, что мы в этом случае идем, повторяя путь более развитых западных стран - отлично. Кому больше всего сегодня нужен консалтинг? Торговле, сфере услуг, гостиничному бизнесу, ресторанному бизнесу.

Значит, консалтинг всё же развивается, и клиенты у консалтеров есть. Насколько я понимаю, вы создали Клуб Финансовых Директоров именно для своих клиентов?

3 года назад мы с партнерами из «КраснодарЭкспо» поняли, что нашим клиентам, которые часто пересекаются, нужна определенная «тусовка». В ней они бы общались на профессиональные темы, друг с другом, с экспертами или каким-то интересными людьми. Клуб был создан для того, чтобы люди равного социального статуса, примерно равных финансовых возможностей и ментальных установок могли бы общаться в комфортной среде. Членство платное. Люди платят за присутствие, за кейтеринг, приглашения специалистов, которые нам интересны.  

Кто входит в клуб?

Три категории:  собственно финансисты - финансовые директора, главные бухгалтеры, консультанты в сфере финансов, аналитики, фондовики, банкиры. Вторая часть: топ - менеджеры. Третья – собственники малого и среднего бизнеса. Сейчас у нас почти 50 членов.

Как проходят встречи клуба?

Мы ежемесячно вечером собираемся. Обсуждаем не только финансовые насущные проблемы, у нас есть ряд заседаний, посвященных «лайфстайлу»- клиники, недвижимость, отдых. У нас нет докладов - у нас бизнес- бой, дискуссия, презентация, модерация, и в конце каждого заседания каждый член может себя презентовать или свой бизнес или компанию. Завязываются неформальные контакты. Это, скажем так, территориально- обособленная социальная сеть, это явление в деловой жизни города. Мы формируем профессиональную культуру, это в России ново.

Беседовала Ольга Сухенко.

Читайте также

Маргарита Козлова: «Дискаунтером мы будем всегда».

Тимоти Пост: «Оптимизм- кислород для бизнеса и стартапов».

Возврат к списку


Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

 
Текст сообщения*
 

Возврат к списку

Любое использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на b-n-k.ru. Карта сайта

Все права защищены © Бизнес на Кубани. Дизайн — Theme Junkie. Создание и разработка сайта — Рекламное интернет-агентство «БизнесПрофи» - реклама в интернете