НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Сетевые товары в сетевой экономике
В современных условиях на всех уровнях экономики происходят серьезные изменения, связанные с появлением новых экономических категорий, таких как информационно-экономическая среда, виртуальный (электронный) бизнес и т. д. На наших глазах происходит процесс глобализации хозяйственной деятельности, зарождается совершенно новая формация - сетевая экономика. Сетевая экономика возникает при наличии взаимодействующих сетевых структур, которые принадлежат разным экономическим агентам, имеющим свои собственные цели, которые могут как совпадать, так и отличаться.
Понятие «сетевого товара»
В условиях сетевой экономики многие товары приобретают совершенно новые свойства, которые невозможны в традиционных экономических условиях, когда сетевые эффекты отсутствуют или слабо выражены. Такие товары могут быть выделены в отдельную группу, которую можно назвать «сетевыми товарами». Важнейшим свойством сетевого товара является увеличение его потребительской стоимости с ростом объема продаж. Этот эффект можно пояснить на следующих простых примерах:

•  первым сетевым товаром можно считать телефон. Понятно, что единственный телефон обладает нулевой потребительской стоимостью (не с кем разговаривать), с ростом количества абонентов телефонной сети его потребительская стоимость растет;
•  самым популярным в настоящее время сетевым товаром является Интернет (по аналогичным причинам).
При 100%-ном охвате рынка потребительская стоимость сетевого товара достигает максимума.
Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение сетевого товара:|

Сетевой товар -- это товар, обладающий следующими свойствами:

•  потребительская стоимость возрастает с увеличением объема продаж;

•  цена продажи обеспечивает массовый сбыт;

•  использование сетевого товара предполагает процесс активного взаимодействия его владельца с сетью обслуживания этого товара (например, звонок по телефону является процессом активного действия владельца телефона, обеспечивающегося наличием телефонной сети);

•  однородные сетевые товары должны удовлетворять принципам совместимости (идеальный случай) или дополняемости (как минимум) (например, сети телефонных компаний должны быть взаимно доступны, иначе приходится иметь несколько телефонов разных компаний, чтобы осуществлять связь со всеми желаемыми абонентами. Вариант -- внутренние и городские телефоны в офисах фирм).

Стратегия действия на рынке производителей и продавцов сетевых товаров

Основой стратегии поведения на рынке производителей и продавцов сетевых товаров является парадоксальный, на первый взгляд, тезис:

Быть монополистом на рынке сетевого товара экономически не выгодно.

В качестве доказательства предлагаются следующие факторы:

•  Дополнительным свойством сетевых товаров и сетей их обслуживания является тенденция к объединению сетей обслуживания разных групп сетевых товаров и взаимоприсваивание разными группами сетевых товаров потребительских качеств друг друга. Примером может служить электронная почта и чат в Интернете (свойства телефона). Обратный пример -- возможность выхода в Интернет непосредственно с сотового телефона. Таким образом, можно обозначить уже существующую тенденцию создания и выхода на рынок универсального единственного сетевого товара, обладающего всеми необходимыми сетевыми потребительскими качествами. Создание такого товара предполагает тесное сотрудничество производителей различных групп сетевых товаров в плане выработки единых стандартов. Монополист же в попытках объять необъятное может остаться на обочине научно-технического прогресса.

•  В силу увеличения потребительской стоимости сетевого товара существует эффект роста темпов продаж сетевого товара по мере роста объема продаж. Таким образом, чтобы минимизировать время выхода на режим окупаемости проекта, а также снизить затраты на создание сети обслуживания, адекватной количеству проданных единиц сетевого товара, необходимо присутствие на данном рынке одновременно нескольких продавцов.|

Особенности тарифной политики при продаже сетевых товаров

В силу указанных специфических свойств сетевых товаров необходим их учет при разработке тарифной политики для обеспечения получения максимальной прибыли от их продажи.

Перечисленные в определении свойства сетевого товара являются основой для формирования тарифных планов при продаже сетевого товара потребителям. Ограничителем является максимальная суммарная плата, получаемая с владельцев сетевого товара, при которой обеспечиваются массовые продажи.

С полной версией статьи вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ