Инвестиции в IT и медиа сулят неплохие дивиденды бнк
Аналитики рынка IТ уверены – данный сектор экономики является интересным объектом для вложения средств инвесторов, независимо от ситуации на фондовом рынке.
Сегодня российский рынок IT – один из самых быстрорастущих в мире (CAGR 2006-2011, по прогнозу международного аналитического агентства IDC, составит 19,2% в год), отмечает IR-директор IBSGroup Дмитрий Иванов: «При этом, некоторые его сегменты уже сегодня растут на 50% в год. Например, рынок внедрения ERP. Компании, входящие в IBS Group, за последние годы росли, значительно опережая рынок, иногда в два раза, сохраняя при этом уровень прибыльности. Отметим, что четыре ведущих инвестиционных банка сегодня прогнозируют upside по бумагам группы от 40% до 60% на 12 месяцев. А упавший рынок делает бумаги публичных компаний сектора еще более привлекательными для вложений».
О перспективности инвестиций в бизнес медиа- и IT-компаний свидетельствуют данные статистики. «По оценке «Видео Интернэшнл», в 2007 году общий объем российского рекламного рынка составил около $8,8 млрд, из которых более половины пришлось на телерекламу, – рассказывает IR-директор «О2ТВ» Татьяна Могильная. – К 2010 году прогнозируемый рост рынка телевизионной рекламы составит около 70%, что, несомненно, отразится на выручке медийных компаний и, таким образом, увеличит их капитализацию».
По словам директора по корпоративным коммуникациям ГК «Видео Интернешнл» Антона Чаркина, в России, в силу ее экономико-территориальной специфики и исторической привязки к ТВ как к едва ли не главному досуговому инструменту для огромного количества населения, ожидать перекоса в пользу интернета пока не приходится. «К 2012 году мы прогнозируем увеличение долей – ТВ до 54% (скорее всего, на этой цифре и стабилизируется), интернета – до 5-6% (от общего объема медиарекламного рынка в 450 млрд. руб. с НДС), других – до 2%, а также некоторое снижение долей «наружки» (до 13%) и «принта» (до 20%), – говорит Антон Чаркин. – Радио останется в своих параметрах – порядка 5-6%. Спрос на телерекламу не падает, а лишь снижает динамику роста. Но динамика эта по-прежнему опережающая по отношению к рынку в целом».
Участники организованной «Финамом» конференции отмечают, что среди медианосителей наиболее быстрыми темпами растет интернет. Наибольший потенциал – у развлекательных ресурсов, считает директор по связям с инвесторами ОАО «РБК Информационные Системы» Наталья Макеева: «В интернете каждый год появляются новые ниши и направления. Но, учитывая недостаточную развитость интернета в России, расти опережающими темпами будут практически все сегменты. Это и социальные сети, и видеообменные ресурсы, и online-игры».
На мировом рынке наблюдается снижение показателей медиа- и IT-компаний. «Это отражение спада темпов роста мировой экономики, – уверена аналитик INGBank Юлия Гордеева. – Реклама циклична и отражает уровень потребления. Соответственно, спад в потреблении, который наблюдается на западных рынках, влечет за собой спад в рекламных бюджетах. В Штатах ситуация усугубляется ситуацией на рынке риэлтерских услуг, рекламные бюджеты на которые сильно возросли за последние 5-8 лет». В то же время на российском рекламном рынке наблюдается положительная динамика роста. «Мы на своих рекламодателях сокращений рекламных бюджетов в России не видим – в стране продолжается экономический рост, соответственно, есть смысл рекламироваться», – говорит Наталья Макеева.
Наиболее перспективными, с точки зрения инвестиций, являются компании, ориентирующиеся на оказание IT-услуг (таких как внедрение сложных приложений, консалтинг), говорит Дмитрий Иванов: «Сегодня доля IT-услуг составляет лишь 20% от объема российского рынка IT (включающего также разработку ПО и производство оборудования). В тоже время, существует масса международных примеров, где пропорция обратная. Например, США – 44%, Франция – 49%, Германия – 71%. В странах Восточной Европы: Польша – 30%, Чехия – 35%. Безусловно, и наш рынок IT пойдет по этому пути, и его структура будет меняться от перевеса в сторону продаж оборудования к IT-услугам. Происходит насыщение рынка инфраструктуры. При этом с развитием инфраструктуры возрастает потребность в услугах».
Общероссийские тенденции роста спроса на IT-услуги находят свое отражение и на региональном уровне. «За полгода рынок вырос в среднем на 10%, тенденция к дальнейшему росту однозначно прослеживается, – комментирует b-n-k.ru ситуацию на краснодарском рынке IТ Владислав Лебединцев, руководитель отдела развития ЭДО (электронного документооборота – прим. b-n-k.ru) IT-компании ASP. – Я бы отметил два основных момента. Первое – количественный рост: доля IT-услуг постепенно растет в общем «котле» рынка IT. Второе – качественный рост, который проявляется, с одной стороны, в интересе к новым продуктам, с другой – в более осознанном, профессиональном подходе со стороны клиентов, что раньше наблюдалось не часто. Уверен, качественный рост так или иначе приведет к повышению и количественных показателей».
Директор рекламного агентства «БизнесПрофи» Манвел Манвелян также отмечает, что в процентном отношении цифры в общем по России и в Краснодаре сопоставимы, разве что интернет у нас пока отстает. Эксперт акцентирует внимание на том, что ТВ-реклама не имеет роста за счет увеличения целевой аудитории. Драйвер роста – регулярно повышающиеся цены, которые ежегодно набирают очень прилично. Для многих рекламодателей такие «тарифы» не по карману, и они ищут другие пути и каналы коммуникации – увеличивают расходы на наружку , радио, интернет.