НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Земельное законодательство Краснодар. края

В Краснодарском крае большое внимание уделяется вопросам правового регулирования земельных отношений. Об этом свидетельствуют законы Краснодарского края о земле. Центральное место среди них занимает Закон Краснодарского края от 8 августа 1995 г. № 13-КЗ "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" (с изменениями, внесенными Законом Краснодарского края от 8 мая 1999 г. № 181-КЗ).

Из этого законодательного акта видно, что на территории Краснодарского края при регулировании земельных вопросов за основу, как правило, берется позиция, занятая федеральной законодательной властью, а точнее- левокоммунистическим большинством Государственной Думы второго созыва. Несмотря на требования Конституции Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации, вопросы частной собственности на землю и гражданского оборота земельных участков решаются в Краснодарском крае только на основе требований федеральных законов и законопроектов о земле, составителями которых являлись депутаты Государственной Думы от левой оппозиции.

Преамбула Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" указывает, что земля на территории Краснодарского края, в чьей бы собственности она ни находилась: государственной (федеральной, краевой), муниципальной, частной, общей долевой и общей совместной, не может быть предметом купли-продажи и других сделок по передаче прав собственности, кроме случаев сделок с земельными участками, предоставляемыми под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство, огородничество, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законом. Вопрос о купле-продаже и других сделках по передаче прав собственности на земли сельскохозяйственного назначения может быть решен только Законодательным Собранием Краснодарского края. Таким образом, на территории Краснодарского края вопреки Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации, с одной стороны, в ряде случаев собственник не вправе распоряжаться своим имуществом, если об этом прямо не сказано в законе, а с другой - частная собственность на те или иные земли может быть установлена только законодательной властью.

Обращает на себя внимание тот факт, что нормы, регулирующие земельно-имущественные отношения ,формулируются без учета требований гражданского законодательства. Эта позиция очень характерна для противников частной собственности на землю и гражданского оборота земельных участков, которые нередко говорят о неприменимости норм гражданского права по отношению к земельным участкам. Видимо, в Краснодарском крае эта позиция нашла понимание. Закон Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" установил частную собственность на землю и разрешил оборот земельных участков в тех случаях, когда это допускается федеральными законами.

В нем не только закреплена частная собственность и возможность гражданского оборота садовых и подобных им земельных участков (статья 11), но и вслед за Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", Градостроительным кодексом Российской Федерации допускаются соответствующие сделки с земельными долями (статья 12), а также с земельными участками под застройку (статья 17). Вопрос о возможности получения земельных участков в собственность для предпринимательской деятельности Закон вроде бы не разрешил. Однако из содержания Закона можно сделать вывод, что предприниматель ( хотя это понятие не употребляется, что также неслучайно) может приобрести земельный участок только под застройку. Вместе с тем нельзя утверждать, что краевой законодатель полностью соблюдает федеральные законы. Так, статья 11 Закона Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" запрещает любые сделки с полевыми участками личных подсобных хозяйств, хотя федеральный закон говорит лишь о недопустимости их залога, а статьи 11 и 14 упомянутого Закона Краснодарского края допускают приватизацию земельных участков, предоставленных для коллективного огородничества, и распоряжение ими несмотря на отсутствие подобных норм в федеральных законах. Закон Краснодарского края "Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае" и Закон Краснодарского края от 13 мая 1999 г. № 180-КЗ "Об управлении государственной собственностью Краснодарского края" разграничил государственную собственность на землю на федеральную и краевую, хотя этот вопрос в соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации может разрешаться только в порядке, установленном федеральным законом. Все это свидетельствует о применении краевым законодателем двойных стандартов при решении земельно-правовых вопросов. Когда позиции федерального и краевого законодателя совпадают, то акцент делается на необходимости соблюдения требований федеральных законов. В тех же случаях, когда они не согласуются между собой, о федеральных законах и не вспоминают. Особое значение придается в Краснодарском крае вопросам охраны земель сельскохозяйственного назначения. При этом в Краснодарском крае предлагается под "соответствующей охраной" понимать не только охрану земель, как это закреплено в разделе IX Земельного кодекса РСФСР (рациональное использование, восстановление продуктивности, повышение плодородия и так далее), но и применение различных санкций в виде штрафов, прекращения прав на землю и так далее.

В Законе Краснодарского края от 2 декабря 1996 г. № 54-КЗ "Об охране земель сельскохозяйственного назначения" собственно охране земель посвящено лишь четыре статьи, зато вопросам предоставления и изъятия земель, прекращения прав на землю, административной ответственности, возмещения вреда и потерь уделено внимание в десяти статьях. Столь широкое содержание понятия "охрана земель сельскохозяйственного назначения" неслучайно. Такая трактовка позволяет регулировать имущественные и иные отношения, возникающие в земельной сфере, иначе, чем это установлено в Гражданском кодексе Российской Федерации, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и других законодательных актах Российской Федерации. Статья 35 Конституции Российской Федерации указывает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Статья 8 Закона Краснодарского края "Об охране земель сельскохозяйственного назначения" допускает принудительный внесудебный порядок лишения граждан и юридических лиц принадлежащих им земельных участков. При этом речь идет и о возмещении их стоимости. По существу, в случае нарушения требований, установленных названным Законом, после наложения штрафов и предупреждений предлагается конфисковывать земли. Лицемерно выглядит пункт 6 статьи 11 Закона, запрещающий конфисковывать землю в административном порядке.

В одних случаях за совершение правонарушений предусматривается конфискация земельных участков, а в других - прекращение прав на землю. Прекращение прав на землю от конфискации в этих случаях отличается лишь характером совершенного правонарушения и порядком применения этих санкций. Закон имеет и другие подобного рода недостатки. Земельное законодательство Краснодарского края воплотило в себя ту идеологию, которая на федеральном уровне не смогла быть полностью воплощена в правовой сфере Государственной Думой второго созыва из-за противодействия Президента Российской Федерации. Позиция федерального законодателя по земельным вопросам заключалась в том, чтобы в максимально возможной мере препятствовать установлению частной собственности на землю и вовлечению земельных участков в гражданский оборот. Если не удается ввести соответствующие запреты, то собственник или иной участник оборота земель ставится в такие условия, когда без доброй воли чиновничьего аппарата он не может распорядиться своими земельными участками. Такая задача не может быть реализована, если полностью не вывести земельную сферу из-под действия гражданского законодательства. Поэтому хотя на словах и признается необходимость применения гражданского законодательства, делается все, чтобы на практике вместо норм гражданского права использовались нормы земельного права, зафиксированные в специальных законах о земле. Действительно, как можно сохранить абсолютную власть чиновника в сфере оборота земель, если гражданское право декларирует равенство, автономию воли, имущественную самостоятельность. Раз нет возможности запретить частную собственность на землю и гражданский оборот земельных участков , то делается попытка регулировать земельно-имущественные отношения на основе принципа властного подчинения одной стороны другой. Регулировать вопросы собственности, сделок и так далее нормами земельного, а не гражданского права абсурдно.

Тем не менее большинство депутатов Государственной Думы второго созыва считали необходимым регламентировать земельно-имущественные отношения не гражданским, а земельным законодательством. Президент Российской Федерации на федеральном уровне не давал возможности закрепить этот взгляд федеральным законодательством, так как обоснованно считал, что это приведет к нарушению Конституции Российской Федерации. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации в региональном земельном законодательстве позиция большинства Государственной Думы второго созыва взята за основу решения земельно-правовой проблемы. Земельное законодательство Краснодарского края - показательный пример того, как некоторые регионы регулируют земельные вопросы без учета требований Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства и решений Президента Российской Федерации.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ