НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Закон Краснодарского края "О туристской деятельности в Краснодарском крае"

Принят
Законодательным собранием Краснодарского края
19 июня 1997 года

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом "О защите прав потребителей", Законом Краснодарского края "О законодательном собрании Краснодарского края", а также Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Краснодарского края, признавая, что Краснодарский край является одним из главных курортно - туристских регионов Российской Федерации, обеспечивающим оздоровление и лечение граждан России, важное значение индустрии туризма, являющейся одной из приоритетных отраслей дальнейшего экономического развития Краснодарского края, исходя из признания неотъемлемого права граждан на удовлетворение духовных потребностей посредством путешествий, считая свободу перемещения необходимым условием дальнейшего развития дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического и культурного сотрудничества между народами, отмечая роль туризма в сохранении и популяризации ценностей мировой материальной и духовной культуры, стремясь к совершенствованию правового механизма и обеспечению прав и свобод человека в сфере туризма, Законодательное собрание Краснодарского края принимает настоящий Закон.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;
  • туризм внутренний - путешествия в пределах Краснодарского края лиц, постоянно проживающих в Краснодарском крае;
  • туризм въездной - путешествия в пределах Краснодарского края лиц, не проживающих постоянно в Краснодарском крае или Российской Федерации;
  • туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;
  • туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в Краснодарском крае, за пределы Краснодарского края;
  • туристическая деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий и экскурсий;
  • туроператорская деятельность - деятельность туристского предприятия или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии;
  • турист (путешественник) - гражданин, посещающий место временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;
  • туристские ресурсы - природные, исторические, социально - культурные комплексы (объекты), включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и другие различные запросы и потребности туристов в их комплексе или порознь, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;
  • тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;
  • туристское предприятие (турфирма) - юридическое лицо независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии, выданной в установленном законом порядке;
  • туристская территория - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные объекты и комплексы, которые имеют рекреационное и оздоровительное назначение, расположенные на территории Краснодарского края, имеющие высокую концентрацию наиболее ценных туристских ресурсов, выделяемые в установленном порядке в целях приоритетного развития туризма;
  • туристская услуга - вид нематериальной товарной продукции, предоставляемой туристу турфирмой по путевке или за любой разрешенный законом иной вид оплаты, непосредственно связанной с удовлетворением потребностей туристов и их обслуживанием;
  • туристский ваучер - документ, выдаваемый туристским предприятием или физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, туристу в подтверждение оплаты им определенного тура или набора услуг, которые должны быть предоставлены ему по предъявлению ваучера;
  • индустрия туризма - совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг для туристов, освоение и эксплуатацию туристских и рекреационных ресурсов и создание материально - технической базы туризма;
  • аварийно - спасательное формирование - формирование, создаваемые при туристских предприятиях в целях проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение несчастных случаев среди туристов, и оказания во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, подразделениями транспорта и связи, службами органа администрации края по вопросам чрезвычайных ситуаций необходимой помощи лицам, терпящим бедствие;
  • материальная база туризма - совокупность производственных мощностей (зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, машин, транспортных средств и других), предназначенных для обслуживания туристов;
  • объекты туризма - памятники культуры (археологии, архитектуры, истории, искусства и другие) и природы (водопроводы, пещеры, дендрарии, национальные парки, заповедники, ботанические сады и другие), которые имеют историко - мемориальное, культурно - эстетическое и познавательное значение и приобретают в связи с этим привлекательность для туристов, являясь целью туристских экскурсий, путешествий и походов. Объектами туризма могут быть также отдельные памятники материальной культуры (наскальное изображение, городище, крепость, дворец и другие) и природы (живописный утес, отдельное дерево и другие) или их совокупность (города, ландшафты);
  • продвижение туристского продукта (услуг) - совокупность (комплекс) мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое);
  • путевка - индивидуальный или групповой документ строгой отчетности, выдаваемый туристским предприятием или физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, туристу в подтверждение оплаты им определенного тура или набора услуг, которые должны быть ему предоставлены;
  • центр туризма - город, населенный пункт, природный объект, участок местности и другое, где на базе сосредоточенных здесь туристских ресурсов создан комплекс туристско - экскурсионного обслуживания. Такой комплекс состоит из предприятий для размещения туристов, предприятий питания, торговли, спортивных сооружений, экскурсионных и других служб туристского сервиса.

Статья 2. Законодательство о туристской деятельности

1. Законодательство Краснодарского края о туристской деятельности состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Краснодарского края, регулирующих отношения турфирм и граждан, возникающие в связи с занятием туристской деятельностью.

Статья 3. Задачи настоящего закона

Задачами настоящего закона являются:

  • содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
  • определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 4. Задачи органов государственной власти Краснодарского края в области регулирования и управления туристской деятельностью

1. К основным задачам органов государственной власти Краснодарского края в области регулирования и управления туристской деятельностью относятся:

  • принятие нормативных правовых актов Краснодарского края, регулирующих вопросы туристской деятельности;
  • определение основных направлений развития туризма и региональная координация в сфере туризма на территории края;
  • участие в реализации федеральных целевых программ развития туризма;
  • разработка, утверждение и реализация краевых целевых программ, а также определение доли краевого дохода, направляемого на финансирование туризма из краевого бюджета;
  • предоставление налоговых льгот туристским фирмам, занимающимся внутренним, въездным и социальным туризмом;
  • управление краевой собственностью в сфере туризма;
  • правовое регулирование инвестиций в туристскую деятельность;
  • создание и финансирование государственного органа управления туристской деятельностью на территории края;
  • организация лицензирования деятельности турфирм и сертификации их услуг в соответствии с действующим законодательством;
  • рекламно - информационное обеспечение продвижения краевого турпродукта на внутреннем и внешнем рынках;
  • определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов и туристский фирм;
  • иные действия, предусмотренные действующим законодательством.

2. Органы государственной власти Краснодарского края:

  • обеспечивают права граждан на отдых, свободу перемещения и иные конституционные права, реализуемые в сфере туризма;
  • содействие развитию иностранного, внутреннего и социального туризма как приоритетной отрасли экономики края, гарантируя ему режим наибольшего благоприятствования;
  • создают нормативную правовую базу в сфере туризма на территории Краснодарского края в соответствии с федеральным законодательством и международными нормами и правилами;
  • обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическим и физическим лицам;
  • содействуют развитию международного сотрудничества в сфере туризма;
  • обеспечивают охрану туристских ресурсов, окружающей природной среды;
  • создают благоприятные условия для инвестиций в индустрию туризма;
  • определяют на конкурсной основе страховые общества (компании) для организации работы по страхованию туристов на территории Краснодарского края, имеющие опыт работы и лицензированное право на проведение указанных видов страхования;
  • содействуют кадровому обеспечению туристской деятельности и развитию научных исследований в сфере индустрии туризма.

Статья 5. Инвестиции в туристскую деятельность

1. Граждане и юридические лица Краснодарского края вправе осуществлять инвестиционную деятельность в сфере туристского бизнеса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

2. Инвестирование, осуществляемое иностранными физическими и юридическими лицами и международными организациями на территории Краснодарского края, регулируется законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

3. Все инвесторы, осуществляющие инвестиционную деятельность в сфере туристского бизнеса, имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.

4. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

5. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношении с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и действующим законодательством.

6. Инвестор вправе передать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям и их результатам юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законодательством порядке.

7. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории Краснодарского края.

Законодательством Российской Федерации и Краснодарского края могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, оперативного управления или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов.

8. Права и обязанности участников инвестиционной деятельности регулируются законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Статья 6. Источники финансирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

  • собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие);
  • заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные, налоговые кредиты, ссуды, займы и иные средства);
  • привлеченных финансовых средств инвесторов (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан и юридических лиц);
  • денежных средств, централизуемых объединениями (ассоциациями, союзами, фондами) юридических лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов Российской Федерации, Краснодарского края, других субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств соответствующих внебюджетных фондов, в том числе специализированных;
  • иностранных инвестиций.

    Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

    Статья 7. Государственный орган управления туристской деятельностью в Краснодарском крае

    1. Государственным органом управления туристской деятельностью в Краснодарском крае является орган администрации края, положение о котором утверждается постановлением главы администрации Краснодарского края.

    2. На государственный орган управления туристской деятельностью в крае возлагаются следующие задачи:

    • обеспечение мер по реализации федерального законодательства, а также настоящего закона и других нормативных правовых актов в сфере туризма;
    • подготовка предложений по проектам нормативных правовых актов Краснодарского края, регулирующих вопросы туристской деятельности, обобщение практики применения действующего законодательства о туристской деятельности, разработка и внесение предложений по его совершенствованию;
    • участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, а также организация разработки и реализации краевых целевых программ развития туризма;
    • организация и проведение научных исследований в целях расширения туристского потенциала Краснодарского края, а также повышения эффективности его использования;
    • организация рекламно - информационного обеспечения продвижения краевого туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, а также организация и проведение конференций, совещаний, семинаров, симпозиумов, выставок - ярмарок и других мероприятий по вопросам туризма;
    • научное обеспечение развития туризма в Краснодарском крае;
    • совместно с заинтересованными органами и ведомствами организация, координация и контроль за качеством системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере деятельности;

    Статья 8. Полномочия государственного органа управления туристской деятельностью в Краснодарском крае

    Государственный орган управления туристской деятельностью в Краснодарском крае имеет право:

    • осуществлять контроль за соблюдением качества предоставляемой турфирмами туристский услуг (товаров);
    • запрашивать и получать статистическую и другую информацию о деятельности турфирмы;
    • определить регионы, наиболее благоприятные для посещения туристами на территории Краснодарского края, и способствовать их развитию;
    • согласовывать отвод земель туристско - рекреационного назначения на территории края для строительства объектов общего и туристско - оздоровительного назначения;
    • приостанавливать. ограничивать или прекращать в установленном порядке использование турфирмами туристских ресурсов;
    • запрашивать и получать информацию о деятельности аварийно - спасательных формирований при туристских предприятиях;
    • контролировать своевременность и правильность страхования туристов.

    Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА

    Статья 9. Права туриста

    1. Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе путешествия (поездок) на территории края пользуются равными правами, гарантируемыми Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, а также настоящим законом.

    2. При подготовке к путешествию, вовремя транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:

    • на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей турфирмы;
    • на объективную и точную информацию о правилах пребывания в крае или данной местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлением ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;
    • на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных законодательством ограничений экологического и социально - культурного характера;
    • на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;
    • на обеспечение бытовых и санитарных условий, соответствующих туристскому ваучеру (договору, путевке);
    • на содействие государственных органов и органов местного самоуправления в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных случаев и обстоятельств;
    • информировать орган управления туристской деятельностью об ущербе, нанесенном ему в результате ненадлежащего исполнения турфирмой условий, оговоренных в туристском ваучере (путевке).

    Статья 10. Обязанности туриста

    1. Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:

    • способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношением между народами;
    • уважать установившийся моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам на территории Краснодарского края;
    • соблюдать порядок и проявлять понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения, а также в отношении природного и историко - культурного достояния последнего;
    • соблюдать во время путешествия установленные правила личной безопасности;
    • соблюдать установленные законом правила въезда, выезда и пребывания на территории края.

    2. Турист обязан полностью и за свой счет возместить все виновно причиненные и косвенные убытки и расходы, связанные с нарушением этим туристом порядка в месте пребывания, оплаченные принимающей и направляющей туристскими организациями.

    При отказе туристом возместить убытки и расходы материалы дел по таковым передаются в суд.

    Глава 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРФИРМ

    Статья 11. Деятельность турфирм

    1. Турфирмы в своей деятельности обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и настоящим законом.

    2. Турфирма, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь оговоренный туристским ваучером (путевкой) пакет туристских услуг соответствующего количества и качества.

    3. Турфирмы должны:

    • быть зарегистрированы на территории Краснодарского края в установленном законом порядке;
    • иметь достаточные финансовые гарантии и иметь возможность мобильно распоряжаться средствами на всей территории Краснодарского края и России;
    • иметь страховой полис с достаточным покрытием.

    Статья 12. Права и обязанности турфирм

    1. Права турфирм определяются законодательством Российской Федерации и настоящим законом.

    2. Турфирма обязана:

    • предоставить туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура, а также о наличии лицензии и сертификата соответствия на оказываемые услуги;
    • реализовать туристские ваучеры (путевки) на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;
    • организовать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставленной информацией;
    • обеспечить безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура;
    • информировать туристов об источниках заболеваний и мерах профилактики и личной гигиены, правилах оказания первой помощи в регионах и странах, объявленных в установленном порядке опасными в отношении инфекционных и других заболеваний;
    • при проведении поверок и по запросам органов государственной власти края предоставлять необходимые документы и информацию;
    • обеспечить деятельность руководителя туристской группы - турлидера, который является официальным представителем направляющей турфирмы на всем пути и времени следования (пребывания) в турпоездке туристской группы. Права и обязанности турлидера определяются соглашением (контрактом) с направляющей турфирмой в соответствии с типовым положением, утверждаемым государственным органом управления туристской деятельностью.

    3. Турфирма, реализующая тур (туристский ваучер, путевку), несет всю полноту ответственности за достоверность и полноту информации о туристской поездке.

    4. Турфирма, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь оговоренный туристским ваучером (путевкой) пакет туристских услуг соответствующего количества и качества.

    5. Турфирма при организации и осуществлении тура отвечает перед клиентом как за свои собственные действия, так и за действия своих партнеров по организации тура (услуги размещения, питания, транспортные и другие, включенные в программу поездки, указанные в туристском ваучере) и его продаже (агентов - посредников, указанных в туристском ваучере).

    6. Турфирма может расторгнуть без возмещения убытков договор или аннулировать туристский ваучере (путевку):

    • если минимальное число туристов, предусмотренное в туристском ваучере, не было собрано, при условии, что турист был информирован об этом не менее за 30 дней дней до даты, с которой поездка должна начаться;
    • при наличии непреодолимых (форс - мажорных) обстоятельств, препятствующих осуществлению тура или предоставлению услуг.

    При этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в туристском ваучере (путевке) не было оговорено иное.

    7. Турфирма не может в одностороннем порядке увеличить общую стоимость тура, за исключением случая общегосударственного изменения цен и тарифов на проезд.

    Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ

    Статья 13. Обеспечение безопасности туристов

    Турфирмы всех форм собственности обеспечивают меры безопасности туристов и экскурсантов, участвующих в туристских путешествиях, поездках, экскурсиях, походах, соревнованиях и других мероприятиях, предупреждение травматизма и несчастных случаев среди них и несут ответственность за их соблюдение и исполнение, кроме случаев, когда несчастный случай, травма произошли по вине самих туристов (экскурсантов), а также в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.

    Статья 14. Обеспечение выполнения комплекса необходимых видов работ по безопасности туристов

    В целях обеспечения безопасности туристского отдыха турфирмы должны осуществлять подготовку безопасных условий, которая включает следующее:

    • физическую, тактическую, техническую и специальную подготовку участников и руководителей походов;
    • разведку, разработку и оборудование трасс походов, прогулок, экскурсий, мест проведения туристских соревнований;
    • материально - техническое и медицинское обеспечение туристов и тургрупп в процессе подготовки и проведения тура;
    • организацию туристских консультаций, проверок и контроля;
    • оказание (при необходимости) оперативной помощи, проведение поисково - спасательных работ;
    • обеспечение туристов исправным снаряжением и инвентарем;
    • обучение туристов приемам профилактики и защиты от травм и несчастных случаев, инструктаж по оказанию первой медицинской помощи, информирование об источниках опасности, обусловливаемых характером маршрута и поведением самих туристов, выдачу рекомендаций о способах устранения источников опасности;
    • контроль за подготовкой туристов к путешествиям, походам, экскурсиям, соревнованиям и другим туристским мероприятиям;
    • разработку и реализацию специальных требований по обеспечению безопасности туристов при проведении походов по горным, лыжным, водным туристским маршрутам, а также при работе пассажирских канатных дорог.

    Статья 15. Специализированные службы по обеспечению мер безопасности туристов

    1. В целях осуществления практической работы по обеспечению безопасности туристов, оказания необходимой помощи лицам, терпящим бедствие, при туристских предприятиях, занимающихся активными формами туризма, создаются в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателя" аварийно спасательные формирования (штатные либо на общественных началах).

    2. Аварийно - спасательные формирования взаимодействуют со службами органа администрации края по вопросам чрезвычайных ситуаций, Северо - Кавказкой региональной поисково - спасательной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, местными органами здравоохранения, связи, внутренних дел, лесного хозяйства, гражданской авиации, санитарно - эпидемиологического надзора и гидрометеорологической службой.

    3. О своей деятельности аварийно - спасательные формирования информируют орган администрации края по вопросам чрезвычайных ситуаций, Северо - Кавказскую региональную поисково - спасательную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Статья 16. Страхование в туризме

    1. Лица совершающие туристские путешествия и поездки, и сопровождающие их лица подлежат обязательному страхованию на случай внезапного заболевания и несчастного случая с минимальным лимитом покрытия медицинских расходов. Страховым полисом должно быть предусмотрено возмещение расходов и оказания помощи застрахованному при наступлении страхового случая в месте совершения путешествия.

    2. По требованию туриста турфирмы обязаны оказывать содействие в предоставлении услуг по добровольному страхованию иных рисков, связанных с путешествием.

    Глава 7. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    Статья 17. Туристские ресурсы Краснодарского края

    1. Туристские ресурсы на территории края являются достоянием Краснодарского края.

    2. Все туристские ресурсы Краснодарского края являются доступными для ознакомления и использования независимо от форм собственности, если отсутствуют установленные законом ограничения.

    3. Охрана туристских ресурсов проводится в соответствии с действующим законодательством об охране памятников природы, истории и культуры.

    Статья 18. Федеральные и краевые туристские центры

    1. Объектами индустрии туризма, имеющим общенациональный приоритет, способным приносить значительный экономический эффект, присваивается статус всероссийского (федерального) туристского центра решением правительства Российской Федерации по предоставлению органов государственной власти Краснодарского края.

    2. Объектам индустрии туризма, имеющим общекраевой приоритет, способным приносить значительный экономический эффект, присваивается статус краевого туристского центра постановлением исполнительного органа государственной власти Краснодарского края по представлению органов местного самоуправления.

    3. Для развития туристских центров могут предусматриваться налоговые льготы в части налогов, зачисляемых в краевой бюджет.

    Статья 19. Ограничение доступа к конкретным туристским объектам

    1. Уникальные объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним.

    2. Ограничение доступа к природным объектам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.

    3. Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется реальной пропускной способностью, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект, и (или) его местом в системе социально - культурных отношений.

    4. Порядок и степень доступа к туристским объектам, находящимся в пользовании общественных и конфессиональных организаций и связанных с отправлением религиозных обрядов, определяются данными организациями и согласуются с соответствующими государственными органами, если эти объекты находятся на государственной охране и попечительстве.

    5. Ограничение доступа к конкретным туристским объектам определяется соответствующими органами, в ведении которых они находятся.

    Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

    Статья 20. Представительство в международных туристских организациях

    1. Правовую основу международного сотрудничества Краснодарского края в сфере туризма составляют правительственные и неправительственные договоры и соглашения Российской Федерации.

    2. Государственный орган управления туристской деятельностью в крае по вопросам своей компетенции представляет интересы Краснодарского края в международных туристских организациях.

    3. Участниками международного сотрудничества в сфере туризма на территории края выступают органы государственной власти Краснодарского края и субъекты туристкой деятельности.

    Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего закона

    Невыполнение должностными лицами и другими работниками государственных органов и органов местного самоуправления, турфирмами и физическими лицами требований настоящего закона влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом

    Нормативные правовые акты органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим законом в течении трех месяцев со дня его вступления в силу. Нормативные правовые акты, е приведенные в соответствие с настоящим законом в установленный выше срок, по истечении его утрачивают силу и не подлежат применению.

    Статья 23. Порядок разрешения споров

    1. Имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного туристским ресурсам, а также здоровью туристов, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

    Вред, причиненный туристским ресурсам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

    2. Экономические споры и споры в области разработки, охраны и защиты туристских ресурсов, их использования между юридическими лицами разрешаются арбитражным судом в установленном порядке.

    3. По соглашению сторон экономические споры между турфирмами могут разрешаться третейским судом.

    Статья 24. О вступлении в силу настоящего закона

    Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Глава администрации
    Краснодарского края
    Н.И.КОНДРАТЕНКО

    Краснодар
    30 июня 1997 года
    N 89-КЗ

    НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ