Главная > Аналитика

Дата публикации: 17.07.2011 23:36:15

После проведения салона инноваций «Архимед-2011», местные СМИ писали о том, что кубанский ученый награжден медалью за разработку нового типа грузовиков. Наш корреспондент Владимир Горбунов решил выяснить, как сложилась судьба изобретения

Текст: Владимир Горбунов, портал АвтоЮг

По сути, ученый разработал новый тип транспортного средства для перевозки и разгрузки сыпучих грузов. Смысл в том, что кузов не опрокидывается, как на обычных самосвалах. Борта кузова поворачиваются относительно платформы по типу перочинного ножа, и груз сам ссыпается, вытесняемый движущимися бортами.Согласитесь, сам факт того, что в нашей стране может быть придумано нечто инновационное, вызывает значительный интерес. А если принять в расчет, что произошло это в Краснодаре — городе, не славящимся особыми научными традициями, то трудно удержаться от излюбленного журналистами слова «сенсация». Поэтому, получив от редакции задание пообщаться с местным Кулебиным, я подумал, что разговор будет идти о новых планах успешного инженера. Однако вышло иначе...


Александр Петрович, если я все правильно понял, преимущества вашей разработки сводятся к двум основным моментам:
- при повороте кузова нужно гораздо меньше энергии, чем на его опрокидывание
- при разгрузке кузов не подымается вверх, центр тяжести остается на прежнем уровне, и грузовик получает гораздо большую устойчивость, чем у самосвалов, центр тяжести которых подымается вместе с кузовом. Это позволяет работать без риска опрокидывания на значительных уклонах, а так же делает возможным разгрузку в низких тоннелях и ангарах.

 Да, все верно

Как долго вы работали над изобретением?

Идея зародилась в конце 80-х годов и была запатентована Борисом Федоровичем Лаптевым. Мы работали на одной кафедре и совместно начали реализовывать задумку. Когда выиграли грант, появились деньги на привлечение специалистов для компьютерного моделирования, чертежных работ, экономических расчетов. Но Борис Федорович скончался полтора года назад, и мне пришлось самому доводить проект до конца.

Скажите, на какой стадии сейчас находится разработка?

Поиск инвесторов. На уровне моделирования работа полностью выполнена. Теоретические расчеты показали очень хорошие результаты по продольной и поперечной устойчивости, это одни из важнейших характеристик, а тяговые, маневренные и тормозные качества по некоторым параметрам обходят существующие грузовики. Аналогов в мире пока что нет, ни по параметрам устойчивости, ни по возможности работы в низких помещениях. Но прежде чем это утверждать, необходимо сделать опытный образец в натуральную величину, провести опытно-конструкторские работы. Для этого нужен специальный полигон, оборудование, специалисты. Вложить требуется около 6-7 миллионов рублей, но на выходе будет готовый, доработанный продукт, который можно запускать в серию.

Насколько велика заинтересованность инвесторов?

В том то и дело, что проект по вводу в эксплуатацию нового типа транспортного средства не предполагает «быстрых денег». Здесь не стоит ждать мгновенной отдачи. Но в долгосрочном плане такие инвестиции выгодны. Были проведены расчеты, согласно которым, экономический эффект от эксплуатации 500 подобных машин в течение восьми лет составит 14 млрд. рублей.

Как по-вашему, с чем связана пассивность инвесторов?

Все инвесторы хотят точно знать, через сколько и с каким множителем они вернут свои 7 млн. рублей, потраченные на создание опытного экземпляра. Этот проект не предполагает мгновенную прибыль, поэтому в него мало кто хочет вникать. Я неоднократно писал в документации, что машина отлично подойдет для олимпийской стройки в Сочи, но отклика не последовало, сейчас мы об этом уже и не думаем. Велись переговоры с КАМАЗом, но тоже заглохли. Не знаю, как долго будет продолжаться поиск инвестора, но пока мы его не найдем, дальнейшего развития проект не получит. Вполне возможно, что идею попросту украдут.

А как же патент?

Даже незначительное изменении конструкции ведет за собой новое патентование. Так что идея очень уязвима в этом плане.

Когда вы работали над проектом, какие страны видели в качестве потенциальных потребителей?

Государства Латинской Америки. Перу, Гватемалу, Венесуэлу - там пересеченная гористая местность и не слишком большие по объему разработки, посадочные полосы, аэропорты, серпантинные дороги, где применение большой техники, вроде БелАЗов, затруднительно и не всегда возможно. А машины с новым типом кузова можно сделать любой грузоподъемности, под любую задачу, они были бы гораздо эффективней. Ну и, конечно же, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, да и в Краснодарском крае горных районов более чем достаточно.

Как вы оцениваете вероятность запуска в серию грузовиков с новым типом кузова в ближайшем будущем?

Трудно сказать. Пока не поступает откликов от ведущих автопроизводителей. Но я не теряю надежду найти инвестора. Планирую в скором времени провести переговоры с некоторыми фирмами.

Скажите, это ваша первая разработка?

В этой отрасли да. Еще я занимался информационными технологиями, там были некоторые совместные проекты.

Сейчас у вас есть идеи, которые хотели бы реализовать?

Есть более сложный вариант кузова, сдвигаемого набок. Там смысл в том, что кузов разделен на две половины, независимые друг от друга. А принцип разгрузки тот же. Кроме того, раньше я работал в военной авиации, и у меня есть некоторые идеи по боевой истребительной авиации, но это уже совсем другая тема.

Пообщавшись с ученым, я поверил в инновационный и технический потенциал проекта. Но, видимо, дальше дело не идет. Инвесторы не проявляют инициативы, а автопроизводители загадочно отмалчиваются на предложения о сотрудничестве. Может быть потому, что идея Александра Петровича гениально проста, и ее незаконная реализация возможна и без сотрудничества с автором. Я не спрашивал, что этот проект значит для Александра Петровича лично. Это и так было видно по тому, как изменился его голос, при упоминании и покойном Борисе Федоровиче, и по тому, как он бережно относится к настольной модели прицепа с новым типом кузова, хранящейся в его сейфе.






Читайте также

Возврат к списку


Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

 
Текст сообщения*
 

Возврат к списку

Любое использование материалов сайта допускается только при наличии гиперссылки на b-n-k.ru. Карта сайта

Все права защищены © Бизнес на Кубани. Дизайн — Theme Junkie. Создание и разработка сайта — Рекламное интернет-агентство «БизнесПрофи» - реклама в интернете